"Eminem"
"Eminem"
The Monster
автор:
Eminem
жанры: rap, hip-hop, pop
альбомы: The Marshall Mathers LP2, The Marshall Mathers LP, The Monster
- Текст
- Перевод
- Открытка с текстом
[Hook: Rihanna] I'm friends with the monster that's under my bed Get along with the voices inside of my head You're trying to save me, stop holding your breath And you think I'm crazy, yeah, you think I'm crazy [Verse 1:] I wanted the fame, but not the cover of Newsweek Oh well, guess beggars can't be choosey Wanted to receive attention for my music Wanted to be left alone in public excuse me For wanting my cake, and eat it too, and wanting it both ways Fame made me a balloon cause my ego inflated When I blew; see, it was confusing Cause all I wanted to do is be the Bruce Lee of loose leaf Abused ink, used it as a tool when I blew steam (Ooh!) Hit the lottery, oh wee But with what I gave up to get was bittersweet It was like winning a huge meet Ironic cause I think I'm getting so huge I need a shrink I'm beginning to lose sleep: one sheep, two sheep Going cuckoo and cooky as Kool Keith But I'm actually weirder than you think cause I'm... [Hook: Rihanna] I'm friends with the monster that's under my bed Get along with the voices inside of my head You're trying to save me, stop holding your breath And you think I'm crazy, yeah, you think I'm crazy [Bridge: Rihanna] Well, that's nothing [Verse 2] No, I ain't much of a poet but I know somebody Once told me to seize the moment and don't squander it Cause you never know when it all could be over tomorrow So I keep conjuring, Sometimes I wonder where these thoughts spawn from (Yeah, ponder it, do you want this? No wonder you losing your mind, the way it wanders) Yodel-odel-ay-hee-hoo I think you've been wandering off down yonder And stumbled onto Jeff VanVonderen Cause I need an interventionist To intervene between me and this monster And save me from myself and all this conflict Cause the very thing that I love's killing me And I can't conquer it My OCD is conking me in the head Keep knocking, nobody's home, I'm sleepwalking I'm just relaying what the voice in my head is saying Don't shoot the messenger, I'm just friends with the... [Hook: Rihanna] I'm friends with the monster that's under my bed Get along with the voices inside of my head You're trying to save me, stop holding your breath And you think I'm crazy, yeah, you think I'm crazy [Bridge: Rihanna] Well, that's nothing [Verse 3] Call me crazy, but I have this vision One day that I walk amongst you a regular civilian But until then drums get killed And I'm coming straight at MC's, blood get spilled And I take it back to the days that I get on a Dre track Give every kid who got played at, pumped up feeling And shit to say back to the kids who play 'em I ain't here to save the fucking children But if one kid out of a hundred million Who are going through a struggle feels and then relates, that's great It's payback, Russell Wilson falling way back in the draft Turn nothing into something, still can make that, straw into gold chump I will spin Rumpelstiltskin in a haystack Maybe I need a straight jacket Face facts, I am nuts for real But I'm okay with that, it's nothing, I'm still friends with the... [Hook: Rihanna] I'm friends with the monster that's under my bed Get along with the voices inside of my head You're trying to save me, stop holding your breath And you think I'm crazy, yeah, you think I'm crazy [Bridge: Rihanna] Well, that's nothing
[Припев: Rihanna] Я дружу с монстром, который живёт под моей кроватью, И в ладах с внутренними голосами. 1 Вы пытаетесь меня спасти - держите карман шире! 2 Для вас я безумна, ага, вы считаете меня сумасшедшей. 3 [Куплет 1: Eminem] Желал славы, но не хотел обложку Ньюсуик. Что ж, полагаю, воротить нос — не вариант бедняка. 4 Хотел, чтобы мою музыку заметили. Хотел, чтобы на людях меня оставили в покое, 5 извините, Что хотел всего сразу, но как говорится — дважды один пирог не съешь. 6 Слава сделала из меня воздушный шар, наполненный лишь своим эго, 7 Мой взрыв сбил с толку меня самого, 8 Ведь я стремился к мастерству Брюса Ли на клочке бумаги. 9 Злоупотреблял чернилами, использовал их как средство для выпускания пара. (Ого!) И выиграл в лотерею, (у-уии) Но при этом я потерял и приобрел, было и горько и сладко, 10 Будто я выиграл большой матч. Нелепо, потому что я думаю, что становлюсь очень большим И мне надо сбросить пару килограмм. 11 Я лишаюсь сна: раз овца, два. 12 Становлюсь чокнутым и странноватым, как Кул Кит. 13 Но в натуре я намного шизанутей, чем ты думаешь, потому что я... [Припев: Rihanna] Я дружу с монстром, который живёт под моей кроватью, И в ладах с внутренними голосами. Вы пытаетесь меня спасти - держите карман шире! Для вас я безумна, ага, вы считаете меня сумасшедшей. [Переход: Rihanna] Ну и что тут такого! [Куплет 2: Eminem] Не-а, по большей части я не поэт, но знаю, кто-то Однажды мне сказал, ловить момент и не отпускать, Потому что никогда не знаешь, вдруг завтра он может ускользнуть. Вот почему я продолжаю вызывать духов в виде мыслей, И иногда мне интересно, откуда они берутся. 14 (Точняк, всё думаешь, а знать ты хочешь? Все просто, ты с ума сходишь, вот так они к тебе и забредают) 15 Йодел-одел-ой-ии-хуу. 16 Я думаю, что они скитались где-то И споткнулись об ВанВандера Джеффа, Ведь мне необходимо было вмешательство извне, Чтоб оградить себя от этого монстра, И спасти себя от самого себя, 17 а причина всего этого конфликта такова - Меня убивает то, что я люблю, И превозмочь все это я не могу. 18 Мое ОКР меня же бьет по голове И продолжает стучать, но у меня не все дома, и я будто хожу во сне. 19 Я передаю лишь то, что говорит мне голос в голове. Не стреляйте в посланника, 20 так как я просто дружу с... [Припев: Rihanna] Я дружу с монстром, который живёт под моей кроватью, И в ладах с внутренними голосами. Вы пытаетесь меня спасти - держите карман шире! Для вас я безумна, ага, вы считаете меня сумасшедшей. [Переход: Rihanna] Ну и что тут такого! [Куплет 3:] Называйте меня психопатом, но я представляю, как Однажды, буду гулять среди вас, обычных граждан. 21 Но до тех пор, пока не будет уничтожен бой барабанов, И я буду нападать на каждого эМСи - прольётся много крови. 22 Я возвращаю те дни, когда я на одном треке с Дре, 23 Даю каждому ребенку чувство уверенности И острое словцо, чтобы сказать в ответ тем детям, которые их травят. 24 При этом я не собираюсь спасать чертовых детей, Но если один из ста миллионов ребят Борется, переживает и соотносит с тобой — это здорово. 25 Вот и расплата - для Рассела Уилсона пересмотрели план. 26 Я все еще могу превратить ничто в нечто, как солому в золота кусок. Я буду прясть, как Румпельштильцхен сена стог. 27 Возможно, мне необходима горячечная рубаха, 28 Но факт в том, что я чудак в натуре. Но всё в порядке, ничего, я до сих пор дружу с... [Припев: Rihanna] Я дружу с монстром, который живёт под моей кроватью, И в ладах с внутренними голосами. Вы пытаетесь меня спасти - держите карман шире! Для вас я безумна, ага, вы считаете меня сумасшедшей. [Переход: Rihanna] Ну и что тут такого! 1 – Многие дети (да и некоторые взрослые) боятся, что под их кроватью живут монстры. Здесь идет своеобразное аллегорическое сравнение "славы" с подобным монстром. В отличии от все остальных, Рианна и Эминем не боятся славы, значит, не боятся и монстра под кроватью. Концепция песни построена на борьбе исполнителей с монстром — славой. 2 – Немного измененная фраза "Don't hold your breath", означающая "не надейся" и т. д. Рианна говорит тем, кто хочет ее спасти от монстра, чтобы они не надеялись на это т. е. держали карман шире. 3 – Так как Рианна и Эминем слышат голоса в голове, дружат с монстрами, то люди считают их сумасшедшими. Голоса — это фанаты, монстр — слава. 4 – Ньюсуик — американский еженедельный новостной журнал, освещавший политические и другие события. У славы две стороны медали. Эминем хотел быть знаменитым рэпером, лучшим в своем деле, но никогда не стремился быть объектом скандальных новостей. 5 – Эминем хотел, чтобы люди слушали его музыку, интересовались ей, а не его личной жизнью. Но получилось наоборот. Он попадал в новости чаще всего из-за своих отношений с матерью, женой, судебных процессов против него, смерти друга и так далее. Люди не дают ему покоя в общественных местах. Вот почему слава — это монстр. 6 – Эм извиняется перед общественностью за то, что хотел быть знаменитым и уважаемым, и не желал делиться, жертвовать своей личной жизнью. Также в этой строчке обыгрывается англ. фраза "you can't have your cake and eat it too" - один пирог дважды не съешь. В русском языке приблизительным аналогом является фраза: "и в пруд не лезть, и рыбку съесть". 7 – Используется метафора, основанная на игре слов. Как воздух наполняет воздушный шар, так слава "раздувает" эго человека, делая его высокомерным, самоуверенным и неприятным. Чем успешнее Эминем становился в рэпе, тем сильнее росло его эго. 8 – Двойное значение. С одной стороны "взрыв" - резкое увеличение популярности, которую он не ожидал так скоро. С другой — продолжение метафоры о воздушном шаре. Так как Эм был как воздушный шар, который наполняла слава, он лопнул. С этим связан его длительный перерыв в 2005 году, когда он начал лечиться от наркозависимости. 9 – Для Эминема с самого начало было важно стать мастером составления рифм, как Брюс Ли, который был мастером боевых искусств. Клочок бумаги — то куда записываются рифмы в виде текста песни Эминема. 10 – Для Эминема, рэп был средством выплеска агрессии, негативной энергии, что в итоге привело его к колоссальному успеху. Тем не менее ему пришлось пожертвовать личной жизнью, чтобы стать популярным и он сожалеет об этом. 11 – Игра слов со shrink (сущ. психолог; глаг. худеть) и huge (великий, большой). С одной стороны Эминем становится все более популярнее (huge), поэтому ему нужен психолог, чтобы преодолеть манию величия. 12 – Подсчет овец является одним из старых способов борьбы с бессонницей. Он не может заснуть из-за популярности. 13 – Кул Кит — американский рэпер, основатель группы Ultramagnetic Mcs, считается одним из наиболее эксцентричных и необычных личностей. Из-за бессонницы Эминем становится сумасшедшим, как Кул Кит. 14 – Эминем не упускает свой момент, продолжая зарабатывать на своей музыке, пока она популярна. Эм знает, что вся его популярность может исчезнуть в один момент, что он даже и не заметит этого. Поэтому, чтобы быть популярным, он продолжает делать жесткие тексты — вызывать духов. 15 – Продолжается тематика вызова духов. Здесь говорит его альтер-эго Слим Шейди, примерно как в песне "Моя прелесть". Слим говорит, сколько можно думать откуда берется его мысли, ведь они часть тебя, они забредают с темных уголков души. Монстр в нем. 16 – Эм показывает, как легко его мозг переключается с одной мысли на другую, пытаясь выполнить особую манеру пения с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков (Йодль). 17 – Эминему нужен был кто-то, кто смог бы оградить его от этого монстра. Бороться с ним означало бы уничтожить самого себя, ведь монстр - часть его. И Эм нашел того, кто помог ему — Джефф Ван Вандер — писать, лектор-мотиватор, бывший пастор, более известный своим участием в реалити-шоу "Вмешательство". Также наблюдается игра слов с названием шоу (Intervention - Вмешательство) и тем, кто должен был ему помочь (interventionist - интервент). 18 – Наблюдается кульминация конфликта. Монстр уничтожил все в его жизни: и хорошее, и плохое. Эминем полностью подвластен ему. 19 – ОКР - Обсессивно-компульсивное расстройство - невроз навязчивых состояний. Эминем хочет быть лучше всех в рэпе — это его навязчивая идея. Но пытаясь быть лучше всех, он испытывает много проблем (навязчивая идея бьет его по голове). 20 – Игра слов. Навязчивая идея бьет его по голове, делая его сумасшедшим (nobody's home), но при этом nobody's home также означает "никого нет дома". Одним из психологических расстройств является сомнамбулизм - состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Он считает, что спит, потому что им управляет монстр. 21 – Сумасшедших держат в специальных лечебных заведениях, чтобы они не могли жить рядом с нормальными людьми. Но в данном контексте Эминема считают сумасшедшим, потому что он хочет гулять среди обычных людей, но при этом быть популярным. 22 – Барабанный бой — это бит, под который он читает. Пока не закончится бит, он будет лирически уничтожать других рэперов, доказывая свое мастерство, пока они не признают его Богом рэпа. 23 – Эм возвращает людей в те дни, когда он читал под биты Доктора Дре. Это были дни, когда песни Эминема помогали людям преодолеть мрачные времена в жизни, мотивировали людей. 24 – Известно, что Эминем подвергался насилию в школе со стороны других учеников. Своими песнями Эм дает детям уверенность и мужество противостоять подобному насилию со стороны хулиганов. 25 – Эминем не винит себя за то, как его музыка влияет на детей. Но, если дети услышат в его песнях то, что им поможет преодолеть сложные времена, то он, конечно, будет доволен результатом. 26 – Рассел Уилсон — американский футбольный защитник. В 2012 году на Драфте НФЛ Рассел был взят в команду Сиэтл Сихокс лишь в середине третьего раунда. На него не обращали внимание, потому что он был сравнительно небольшого роста. Сначала не заметили его скорость, интеллект, лидерские качества, но потом, благодаря ему, команда победила. Примерно то же самое было в начале карьеры Эминема: в него никто не верил, а глядя на его цвет кожи вообще не думали, что он добьется успеха в преимущественно афро-американском жанре музыки. 27 – сказка братьев Гримм о злом карлике, способном создавать золото из соломы, спрядая её. Здесь Эминем говорит, что не имея ничего (солома), он пришел к своему успеху (кусок золота). Также он подчеркивает, что Румпельштильцхен живет лишь в сказке, а в реальной жизни, чтобы добиться успеха, нужно надеяться на себя и усердно работать. 28 – смирительная рубашка - применяется в медицине для контроля двигательной активности пациентов психбольниц. Эминем, понимая, что он сумасшедший, готов ее надеть. Но ему нравится всё это.
The Marshall Mathers LP — третий студийный альбом американского рэпера Эминема, выпущенный в 2000 году. Этот альбом, который принято считать самым главным в карьере Эминема, был продан в первую неделю в количестве 1.76 копий, и был занесён Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрораспродаваемый рэп-альбом в мире. Всего была продана 21 копия. Однако альбом встретил не только признание критиков и публики, но и протесты со стороны Ассоциации геев и лесбиянок (GLAAD) за гомофобную и жестокую лирику.
Общая информация
Лирика
Эминем назвал альбом своим собственным именем, что говорит о более серьёзном и личном настрое, в отличие от его предыдущего альбома "The Slim Shady LP", в котором Маршалл говорил от лица выдуманного персонажа Слима Шэйди (Slim Shady). В основном, в "The Marshall Mathers LP" Эминем рассказывает о своём пути к славе, а также отвечает на критику предыдущего альбома. Как и в "The Slim Shady LP", присутствуют упоминания об оккультизме. Другие темы альбома это отношения Эминема с его семьёй, в частности женой и матерью.
Продакшн
Большую часть первой половины альбома спродюсировали Dr. Dre и Mel-Man, чья музыка позволила акцентировать внимание на читке и текстах. "F.B.T. Productions" и Эминем спродюсировали вторую половину альбома, их звучание различалось от медленной меланхоличной гитарной музыки в песне "Marshall Mathers" до мрачной, жестокой атмосферы дуэта с Бизарром (Bizarre) из D12 "Amityville". Музыку к знаменитому хиту "Stan" сделал "The 45 King", взяв сэмпл из песни Dido "Thank You", добавив медленный басс.
Пиратские копии
Первые бутлеги "The Marshall Mathers LP" появились в начале 2000. В них было 14 треков; "Remember Me", "Marshall Mathers", "I’m Back" и "Ken Kaniff" отсутствовали. В конце "Criminal" был спрятан дисс на Эверлэста (Everlast) "Quitter". Он отличался от других версий дисса тем, что фристайл под музыку из песни Тупака Шакура (2Pac) "Hit 'Em Up" был вырезан.
Критика и противоречия
В первую неделю было продано 1 копий, что было абсолютным рекордом для рэп-альбома, превысив результат достигнутый Снуп Доггом (Snoop Dogg) в 1993 с его дебютом Doggy Style, и достигнув результата аналогичного рекорду Бритни Спирс как самого быстрораспродаваемого соло-артиста. "The Marshall Mathers LP" до сих пор является самым успешным альбомом Эминема в плане продаж к концу года было продано 7 копий, самый высокий результат в 2000 году. На сегодняшний день в США продано более 10 копий.
Протесты, вызванные жестокой и гомофобной лирикой альбома, достигли предела, когда альбом был номинирован на четыре Грэмми в 2001, включая номинацию на Альбом Года, впервые для хардкорного рэп-альбома вообще. На церемонии, Эминем исполнил "Stan" в дуэте с певцом-гомосексуалистом Элтоном Джоном, игравшего на пианино и певшего припев вместо Dido. Все это было сделано чтобы доказать, что Эминем не гомофоб и успокоить GLAAD, однако это не помогло и ассоциация даже выражала протест против решения Элтона выступить с Эминемом. Несмотря на всю шумиху, "The Marshall Mathers LP" удостоился премии Лучший рэп-альбом, но, ко всеобщему удивлению, не получил премию Лучший альбом года, проиграв группе "Steely Dan" с их первым за многие годы альбомом "Two Against Nature".
Несмотря на протесты и бойкоты со стороны GLAAD и прочие противоречия, альбом встретил восторженную критику. "Allmusic" назвали альбом практически идеальным, высоко оценили музыкальную составляющуюю. "New Musical Express" дал альбому самую высокую оценку с словами "Ошеломляющая атака лирического гения". "Entertainment Weekly" оценили альбом за его разнообразие и за "беззащитность и одновременную стойкость к критике, лицемерность и чистосердечность, невозможность прослушивать и одновременную невозможность отрицать его качество" и сказав, что это "первая великая поп-пластинка XXI века".
В 2002 году французский джазовый пианист Жак Лусьер подал иск на Эминем, требуя 10 миллионов за то, что Эминем, якобы украл бит для своей песни "Kill You" из песни Лусьера "Pulsion". Он также требовал, чтобы были приостановлены все продажи альбома, а оставшиеся копии были уничтожены. Однако, суд не удовлетворил его требований.
Цензура
Аналогично "The Slim Shady LP", в начале альбома был скит "Public Service Announcement 2000", в котором идёт предупреждение о жёсткой лирике и темах альбома (правда, само это предупреждение так же изобилует ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес особо "чувствительных" слушателей, и в особенности хейтеров, критиков).
Некоторые фразы были вырезаны даже из "Dirty" (не подверженной цензуре) версии альбома, такие как "I take seven from , stand 'em all in line" из песни "I’m Back", | faggot!" из "Marshall Mathers" и "there’s a year old little laying dead with a slit throat" из "Kim". Последние 2 строчки можно услышать в первоначальном варианте на редком сборнике "The Shady Shizzle Collection".
"Clean" (чистая) версия альбома оставляет такие маты как "shit", "ass", "bitch", и "damn". Главным образом были вырезаны все строчки, в которых присутствует оскорбления и насилие по отношению к полиции, проституткам, женщинам, геям и "Columbine High School". На большинстве копиях чистой версии альбома 25-секундный "Public Service Announcment 2000" урезан до 2 секунд тишины, однако на других чистых версиях он оставлен. Также, полностью вырезана песня "Kim", так как в ней Эминем читает о том, как он убивает свою жену. Трек заменён на песню в стиле "South Park" о вреде наркотиков "The Kids".
Диссы на Insane Clown Posse
В ответ на дисс на Эминема, записанный детройтской рэп-группой Insane Clown Posse "Eminem’s Mom", Маршалл записал скит "Ken Kaniff", в котором пародируются члены Insane Clown Posse Shaggy 2 Dope и Violent J, делающие минет своему продюсеру.
В песне "Marshall Mathers", Эминем заявляет следующее "I was put here to put fear in faggots who spray Faygo Root Beer and call themselves „clowns“ cause they look queer. Faggot 2 Dope and Silent Gay claiming Detroit, when y’all live twenty miles away (fuckin' punks) and I don’t wrestle, I’ll knock you fucking faggots the fuck out". ("Я пришёл чтобы устрашать тех педиков, что расплескивают Faygo Root Beer и называют себя клоунами потому что выглядят по-идиотски. Faggot 2 Dope и Silent Gay, вы говорите о Детройте, хотя сами живёте за двадцать миль от него (козлы) и я не рестлер, но я точно изобью вас до смерти").
Синглы
The Real Slim Shady
Основная статья: "The Real Slim Shady"
Песня "The Real Slim Shady" была первым синглом с "The Marshall Mathers LP". Сингл занял #1 место на "UK Singles Chart". В песне Эминем критикует притворные поп-песни, которые к тому моменту занимали первые строчки в чартах. Сингл пародирует эти песни используя присущие им приёмы — повторяющийся однообразный припев и проч. Большинстов фанатов упустило иронию, и заявляли, что "The Real Slim Shady" сама по себе поп-хит, а не пародия не него.
Песня была невероятным успехом, стала первым синглом Эминема, который занял первые строчки в чартах многих стран, а также вызвала возмущения среди некоторых знаменитостей. В припеве поётся об изменениях в массовой культуре, вызванной успехом Эминема: "I’m Slim Shady, yes I’m the real Shady/All you other Slim Shadys are just imitating/So won’t the real Slim Shady please stand up, please stand up, please stand up?". Фраза "Won’t the real Slim Shady please stand up?" является намеком на американскую ТВ-передачу "To Tell the Truth". (Самая частая фраза в шоу — "Will the real ___________ please stand up?")
The Way I Am
Основная статья: "The Way I Am"
"The Way I Am" была вторым синглом. Песня более мрачная, агрессивная и серьёзная, чем главный сингл альбома "The Real Slim Shady".
Это был первый бит, который сделал Эминем, он использовал зловещий басс, клавишные и колокольный звон. В песне, Эминем выплескивает свою злость на оказывающих слишком много давления на него — фанатов, просящих автограф у Маршалла даже когда он в туалете, и на управляюших лейбла, которые требуют сделать такой же успешный хит, как "My Name Is". Он также выражает своё мнение по поводу стрельбы в школе "Columbine".
В припеве Эминем пытается разобраться в самом себе, кем он стал. Предыдущий альбом, "The Slim Shady LP", был менее серьезным и мультяшным, и в нем Эминем читал от лица Слима Шэйди, когда как критики ошибочно посчитали, что Эминем, Маршалл Мэтерс и Слим Шэйди абсолютно одинаковые личности. Как и многие артисты, кто создал себе альтер-эго (такие как (Дэвид Боуи, Элис Купер), Эминем сомневается в том, кем он стал и будет.
Припев использует рифмы похожие на те, что сделал рэпер Rakim в песне "As The Rhyme Goes On" из его дебютного альбом с DJ Eric B..
I’m the R the A to the K-I-M
If I wasn’t, then why would I say I am?
Stan
Основная статья: Stan
Песня "Stan" стала третьим синглом с "The Marshall Mathers LP". Она заняла первое место в чартах Соединённого Королевства и Австралии. Скорее всего, это песня лучше всех была принята критиками, получив звание 'Веха в культуре'.
"Stan" — это история об одержимом Эминемом фанате по имени Стэн, который постоянно шлёт ему письма, но не получает ответа. Окончательно разочаровавшись в своём кумире, Стэн падает на машине с моста, со своей беременной девушкой в багажнике. Первые три куплета читаются от лица Стэна, первые два — письма, а третий куплет Стэн записывает на кассету, пока едет в машине. Он собирался отослать её Эминему, но, будучи пьяным за рулем, не справляется с управлением и падает в реку. В песне используется много звуковых эффектов: звуки дождя и грома, пишущего по бумаге карандаша, и звуков машины Стэна в третьем куплете. Когда машина падает с моста, мы слышим скрип шин, грохот машины разбившей ограждение, всплески воды, что всё очень напоминает песни Dead Man’s Curve и Leader of the Pack. В четвёртом куплете Эминем пишет письмо Стэну, в котором советует ему не так сильно увлекаться музыкой и уделять больше внимания своей беременной девушке, но в последний момент вспоминает, что слышал в новостях о том как Стэн погиб.
Песня также является ответом критикам, заявлявшим что Эминем читает слишком много о насилии и наркотиках. Но "Stan" даёт нам понять, что Эминем не хочет и не предполагает того, чтобы его тексты воспринимали всерьёз: "what’s this shit you said about you like to cut your wrists too? I say that shit just clownin dogg, c’mon — how fucked up is you?" ("что за хрень ты нёс про то как ты любишь резать свои вены? Я ведь тогда сказал это так, для прикола — ты что, совсем больной?" Подобная тема будет дальше встречаться в творчестве Эминема.
Бит сделал The 45 King и взял первые строчки песни Dido "Thank You", использовав их в качестве припева.
"Stan" считается одной из лучших рэп-песен, да и песен вообще. Она заняла 3-е место в списке лучших рэп-песен журнала "Q magazine", и 10th в аналогичном списке сайта Top40-Charts.com; журнал "Rolling Stone" в своём списке 500 величайших песен всех времён поставил её на #290, Acclaimedmusic.net поставил её на #45 место в списке "100 Величайших Рэп-песен", а также на 222 место в списке 500 Лучших песен всех времён.
Радио-синглы
"Bitch Please II" и "Drug Ballad" были выпущены как радио-синглы, все попали в чарты, вместе невыпущенной как сингл "Kill You".
Трек-лист
01. Public Service Announcement 2000 (совместно с Jeff Bass) 0:26
02. Kill You 4:24
03. Stan (совместно с Dido) 6:44
04. Paul (Skit) (совместно с Paul Rosenberg) 0:11
05. Who Knew 3:48
06. Steve Berman (Skit) (совместно с Steve Berman) 0:54
07. The W ay I Am 4:50
08. The Real Slim Shady 4:44
09. Remember Me? (совместно с Sticky Fingaz, RBX) 3:39
10. I’m Back 5:10
11. Marshall Mathers 5:21
12. Ken Kaniff (Skit) 1:02
13. Drug Ballad * (совместно с Dina Rae) 5:00
14. Amityville ** (совместно с Bizarre) 4:15
15. Bitch Please II *** (совместно с Dr. Dre, Snoop Dogg, Xzibit, Nate Dogg) 4:48
16. Kim **** 6:18
17. Under the Influence (совместно с Swift, Bizarre, Proof, Kuniva, Kon Artis) 5:22
18. Criminal ** 5:19
* — Просто "Ballad" на чистой версии альбома. Несмотря на то что Дина Рэй поёт в песне, она не упомянута ни в трек-листе, ни в списке исполнителей альбома.
** — В чистой версии, "Amityville" на 13-14 секунд короче чем в нецензуренной версии. "Criminal" в чистой версии на 2 минуты короче. *** — В трек-листе обеих версиях альбома значится как "B**** Please II".
**** — "Kim" из чистой версии альбома вырезана. Её заменила песня в стиле South Park "The Kids". В Великобритании, переиздание и двух-дисковая версия альбома включают обе песни.
***** — "Kill You" значится как "**** You" в чистой версии.
Ограниченное издание
Существует ограниченное издание The Marshall Mathers LP, содержащее, кроме самого альбома, бонус-диск, включающий инструментальные версии синглов, нецензуренную версию «The Kids» и ремикс «The Way I Am», в котором рокер Мэрилин Мэнсон поёт припев вместо Эминема. Также, бонус-диск включает в себя полные версии клипов на синглы.
Приглашенные гости
На втором альбоме Эминема было гораздо больше приглашенных гостей, чем на первом. В треке "Remember Me" первый куплет читает Рэппер RBX, а второй - Sticky Fingaz, который сотрудничал с Эминемом ранее. (Трек If I Was White с альбома Sticky Fingaz - Black Trash) Также на треке Drug Ballad поёт Дина Рэй, которая, почему то, не упомянута не в треклисте, не списке исполнителей. Также трек "Bitch Please II" - продолжение трека Snoop Dogg`а Bitch Please, в первом куплете читают Dr. Dre и Snoop Dogg, в припеве - Nate Dog и во втором куплете - Xzibit.
Клипы
Эминем снял три клипа на альбоме - "Stan", "The Way I Am" и "The Real Slim Shady".
Сертификация
* США — Бриллиантовый (10 Million +)
* Мексика — Платиновый (150,000+)
* Австралия — 4x Платиновый (280,000+)
* Норвегия — 2x Платниовый (20,000+)
* Канада — 8x Платиновый (800,000+)
* Австрия — 2x Платиновый (70,000+)
* Швеция — 2x Платиновый (80,000+)
* Бразилия — Платиновый (60,000+) *International Artists certification
* Венгрия — Золотой
* Германия — 2x Платиновый (400,000+)
* Европа — 6x Платиновый IFPI (6 Million+)
* Швейцария — 4x Платиновый
* Новая Зеландия — 6x Платиновый (90,000+)
* Нидерланды — 2x Платиновый (140,000+)
* Франция — 2x Платиновый (400,000+)
* Великобритания — 5x Платиновый (1.5 Million+)
* Финляндия — Платиновый
* Бельгия — 2x Платиновый
* Япония — Золотой (100,000+)
* Корея — 3x Платиновый
Общая сумма продаж: 21 миллион копий.
Интересные факты
* В "The Marshall Mathers LP" иногда присутствуют строчки, напоминающие те, что были в альбоме Eric B. & Rakim "Paid in Full". Припев "The Way I Am" схож с припевом "As the Rhyme Goes On", а первые две строчки третьего куплета "I’m Back" основаны на строчках "My Melody".
* Инструментальная версия песни Доктора Дрэ "What’s the Difference" из его альбома 2001 играет на фоне "Steve Berman" (skit).
* Припев песни "Remember Me?" поётся каждым из трёх рэперов (Eminem, RBX, и Sticky Fingaz, кто читают в песне), и каждая строчка припева взята из предыдущих песен рэперов. У RBX’а из "High Powered" из альбома Доктора Дрэ The Chronic, строчки Sticky Fingaz’а из первого альбома группы Onyx Bacdafucup, строчки Эминема взяты из "The Slim Shady EP" и "The Slim Shady LP".
* Pacewon и Young Zee (из группы Outsidaz) должны были читать в песне "Amityville". Эминем и Pacewon поссорились из-за куплета Pace’a, поэтому оба куплета были вырезаны.
* Фраза из "Kill You", 'A blood stain is orange after you wash it three or four times in the tub / But that’s normal, ain’t it Norman?' — намек на Нормана Бэйтса (Norman Bates), убийцу из фильма Психо.
* Строчку 'I used to give a fuck/ now I give a fuck less/ What do I think of success/ It sucks too much to stress/ I guess I blew up quick…' из "I’m Back" позаимствовал Jay-Z для своей песни "Success", из его 10-го альбома American Gangster.
* "The Marshall Mathers LP" был первым альбомом, где в слове "Eminem" вторая "E" была в другую сторону. С тех пор, это стало особым символом Эминема.
* Дом, который на обложке альбома, в действительности был домом, где вырос Эминем. Он ехал в машине, чтобы показать его друзьям, и они предложил сделать фотографию с ним сидящим на ступеньках, на что тогдашний владелец дома согласился.