Biophilia
автор:
Björk
жанры: experimental, ambient, alternative, avant-garde
дата: 7 октября 2011
Biophilia — седьмой студийный альбом исландской певицы Бьорк, который ещё в начале 2011 года был запланирован как серия из десяти песен, выпускающихся в виде приложений для iPad начиная с июня 2011 года. По словам Бьорк, именно выпуск планшетника iPad подтолкнул её к концепции нового альбома и серии концертов, которые были организованы в рамках Манчестерского международного фестиваля. Первый сингл “Crystalline” стал доступен для скачивания на iTunes 28 июня 2011 года.
У каждой песни существует подзаголовок. В то время как некоторые подзаголовки относятся к физическим явлениям, связанным с песней, другие могут относиться к музыкальным ресурсам, также связанным с этими физическими явлениями.
Biophilia для iPad включает в себя около десять отдельных приложений, которые размещены в одном главном приложении. Каждое из небольших приложений, будет относиться к трекам с альбома, позволяя людям исследовать и взаимодействовать с темами песни или даже сделать совершенно новую версию из них. Приложение также будет обновляться до тех пор, пока не выйдет в релиз сам альбом. Каждое приложение включает в себя игры, связанные с песней, партитуры песен созданы Бьорк и Йонасом Сеном, анимация и музыкальные эссе написаны Никки Дайбином. Скотт Снайбб также стал исполнительным художником, который был выбран певицей ещё летом 2010 года для создания приложений, а также слайдов для живых выступлений (который скомбинированы с изображениями National Geographic, смешанные в прямом эфире из планшетных компьютеров на сцене), описывает, как Бьорк увидела возможности использования приложений, а не как отдельно от музыки, но и как жизненно важный компонент всего проекта. «Специальные» инструменты были также созданы для записи альбома. Катушка Теслы используется в качестве музыкального инструмента в песне “Thunderbolt”.
За одну песню, “Virus”, приложение покажет крупным планом атаку и поражение вирусом клетки, что Снайбб называет: «Вроде любовной истории между вирусом и клетки. И, конечно, вирус любит клетку так, что это разрушает её». Интерактивная игра подразумевает, что пользователю необходимо остановить атаку вируса, и если он успешно это сделает, то песня останавливается. Для того чтобы услышать остальные песни, игроки должны позволить вирусу идти своим чередом.
В интервью по поводу выхода альбома Biophilia, Бьорк сказала, что в отличие от предыдущих альбомов, Biophilia более структурирован. Именно то обстоятельство, что Бьорк его начала создавать предварительно продумав строение, помогло ей понять какие музыкальные краски и оттенки могут быть использованы. Хотя звучание альбома гораздо естественнее, но его внутренняя натуральная структура очень проработана. В работе над композициями Бьорк использовала компьютерные технологии со встроенными тактильными экранами. Когда она начинала работу, то и не предполагала, что в дальнейшем будет использовать разработку приложений для презентации своей работы.
Синглы
“Crystalline” — ведущий сингл альбома, выпущенный 27 июня 2011 года. Второй сингл “Moon” был выпущен 6 сентября 2011 года. Помимо основных синглов были выпущены цифровые синглы “Cosmogony” и “Virus”.
______________________________________________________________________________________
Новая идея от Бьорк
Королева музыки не для всех, исландская певица Бьорк, три года готовила свой восьмой альбом, о котором уже давно говорят как о совершенной новой форме искусства. Biophilia – комплексное произведение, помимо собственно музыкального материала, предлагающее еще целую гору прочей информации, доступной в качестве приложений IPad. Впрочем, меломанам наиболее интересна именно музыкальная составляющая Biophilia, а в случае с Бьорк единственное, чего можно ожидать от ее творчества, это большой и яркий букет неожиданностей. Разумеется, с момента выхода ее предыдущей работы Volta (2007) исландская певица не обзавелась потрясающим оперным вокалом. У нее сохранились очень натянутые отношения с ритмом, а мелодии, создаваемые ее причудливым воображением, многими как таковые не воспринимаются вообще. Вместе с тем, Бьорк – одна из самых видных фигур в современном музыкальном мире, и ее новый альбом Biophilia поможет нам лишний раз в этом убедиться. Музыка исландки по-прежнему представляет собой импровизированную конструкцию из имеющих таинственное происхождение инструментов, неизвестную природу вокалов и не поддающихся анализу ломаных ритмов. Только все это разом двинулось на новый уровень.
Даже для Бьорк этот альбом - экспериментальный
Собственно, Biophilia – это в первую очередь экспериментальная работа, где существует широкий набор музыкальных упражнений и композиционных опытов. И ведь мы говорим о Бьорк, у которой, кажется, все альбомы можно охарактеризовать таким образом! Возьмем, к примеру, загадочный прибор «гамелеста», синтез старинного индейского перкуссионного инструмента и челесты, клавишно-ударного инструмента. Его звуки наполняют сразу несколько треков Biophilia, включая сингл Crystalline с наиболее легко осязаемым и даже приятным ритмом, и Virus, композицию без классической формы куплет-припев, но с очень красивой мелодией. Пара прослушиваний Biophilia подскажут вам, что большинство треков альбома неслучайно носят подчеркнуто абстрактные образы, вызывающие ассоциации с космосом и глубинными природными процессами. Их музыкальное наполнение полностью соответствует заявленной форме. Как вам Cosmogony, размашистая вещь с хоровыми вставками и гимнообразным рефреном? Hollow и Mutual Core добиваются эффекта всеобъемлющего поглощения и глубины другим образом. Эти треки основаны на контрасте расположенных очень далеко друг от друга граней. Hollow чередует эпизоды затишья и релаксации с саспенсом, а Mutual Core соединяет сэмплы старинного и величественного органа с современной танцевальной электроникой.
Музыка – наиболее ценный компонент Biophilia
Все-таки суть главного эксперимента Biophilia – создание у музыки новой грани, добавление к ней нового атрибута. IPad приложения Biophilia – это и текстовая, и графическая информация, напрямую связанная с музыкальным содержанием альбома. И у каждого из десяти треков имеется такой ресурс. Возможно, с этим Бьорк слегка перегнула палку. Всем известное стремление певицы оказаться не на шаг, а на целый круг дальше преследователей нередко мотивировали ее на очень интересные, нестандартные, но главное, оправданные и ценные с точки зрения музыки и искусства вообще действия. Здесь же можно усмотреть некоторое желание Бьорк отвлечь слушателя от самих песен. Biophilia обдает мощным эффектом, оставляет на сознании глубокие и широкие следы, а нам предлагается что-то еще. Быть может, певица пытается компенсировать то, что кем-то рассматривается как недостаток, который так и не был ею восполнен со времен прошлых работ. Мы и сегодня можем и будем говорить о том, как мало на Biophilia действительно классных мелодий, как крепко держится Бьорк за свой «убаюкивающий» вокал потому, что иной предложить она не в состоянии, как упорно она снабжает свои песни экзотическим звучанием, будучи неспособной эффективно работать с классическим. Но ведь ей это и не надо! Бьорк должна оставаться собой, а ее музыка потеряет все, что у нее есть, если она начнет быть похожей на творчество других исполнителей. Пока, к счастью, этого нет.
Тексты песен из этого альбома:
- 1.Moon★★★★☑☑
- 2.Thunderbolt★★★★☑☑
- 3.Crystalline★★★★★☑☑
- 4.Dark Matter★★★☑☐
- 5.Hollow★★★☑☐
- 6.Sacrifice★★★☑☐
- 7.Mutual Core★★★☑☐
- 8.Solstice★★☑☐